Вопросы и ответы

В последнее время наметилась тенденция к покупке все более и более дорогих мотоциклов. Естественно возникновение желания у владельцев этих машин застраховать себя и свой мотоцикл от возможных проблем и неприятностей.

Многие дилеры уже сейчас осуществляют продажу мотоцикла совместно со страховым полисом. Это, конечно, положительный фактор.

Но у покупателей мотоциклов, в том числе и потенциальных, часто возникают вопросы по поводу страхования – ведь мотоцикл попадает под отдельную категорию страхования, в этом деле есть свои особенности.

В этом разделе мы постарались дать исчерпывающие ответы на наиболее часто возникающие вопросы, так или иначе касающиеся страхования мотоциклов.

ОСАГО сегодня является самым массовым видом страхования, относится это и к мотоциклам. Имеет ли особенности страхование мотоциклов по программам ОСАГО?

Закон об ОСАГО универсален по отношению ко всем категориям авто- и мотовладельцев и предписывает каждому мотоциклисту застраховать автогражданскую ответственность перед третьими лицами. Расчет стоимости ОСАГО во всех страховых компаниях одинаков, но конечная цена полиса будет зависеть от возраста, водительского стажа и количества недопущений водителя к управлению транспортным средством, региона, срока страхования и количества страховых случаев в прошлом.

По статистике мотоциклисты попадают в аварию чаще всего по вине автомобилистов, совершающих маневры и просто не замечающих мотоцикл в общем потоке. Какие выплаты положены мотоциклисту при наступлении страхового случая, предусмотренного в ОСАГО по вине автомобилиста?

По изменениям, внесенным в закон об ОСАГО, максимальная сумма страховых выплат составляет 400 тысяч рублей. Но сумма эта делится на части, одна из которых идет на возмещение вреда здоровью, вторая – на возмещение ущерба, нанесенного транспортному средству. При этом на возмещение вреда здоровью одного пострадавшего выплачивается не более 120 тысяч рублей, нескольких пострадавших – не более 160 тысяч рублей. Возмещение ущерба имуществу одного потерпевшего составляет – не более 160 тысяч рублей, нескольких потерпевших – не более 240 тысяч рублей.

Страховые выплаты по ОСАГО зависят от условия соблюдения условий договора. Что необходимо предпринять на месте ДТП и в страховой компании, чтобы возмещение ущерба было осуществлено в полном объеме?

В первую очередь необходимо вызвать ГИБДД. До недавнего времени это было обязательным условием, но сейчас при мелкой аварии можно обойтись и без сотрудников милиции. Хотя их присутствие на месте ДТП увеличивает шансы положительного исхода дела.
В это же время необходимо зафиксировать номер транспортного средства, адреса и телефоны второго участника ДТП и свидетелей.
Необходимо заполнить все необходимые данные (в том числе ФИО и адрес второго участника ДТП) в извещении в страховую компанию.

Во время осмотра места ДТП и его оформления инспектором ГИБДД необходимо контролировать его действия – схема ДТП, справка о повреждениях, нанесенных мотоциклу (форма 12) – все должно быть оформлено верно, без искажений действительности. Важно чтобы в справке о повреждениях была указана фраза «возможны скрытые повреждения» – в дальнейшем это поможет доказать в страховой компании, что незаметные на первый взгляд, но серьезные повреждения были получены именно в ДТП.
Кроме того, вправе заказать эвакуацию и хранение транспортного средства до выяснения всех обстоятельств страховщиком. Документы об оплате этих услуг необходимо сохранить.

При подаче заявления о возмещении ущерба в страховую компанию необходимо представить все документы на транспортное средство, права и паспорт, а, так же, документы, подтверждающие факт аварии и величину нанесенного ущерба.

В случае если повреждения мотоцикла незначительны и позволяют передвигаться, то его необходимо доставить на место осмотра, в обратном случае страховая компания обязана на осмотр бесплатно выслать специалиста.

Виновность участников ДТП подтверждается группой разбора в предоставляемой ею справке (форма 31).

При выполнении всех условий и требований, страховая компания обязана совершить выплату в течении 18 дней. Расчет может быть как наличным, так и безналичным.

Может ли страховая компании отказать в выплате в случае отсутствия у мотоциклиста прав категории «А», мотоцикл не поставлен на учет или он не проходил технический осмотр?

Случаи отказа страховой компании от возмещения ущерба прописаны в 8-й статье правил страхования. В остальных случаях компания не имеет права отказать в выплате.

Что делать, если страховая компания признала факт наступления страхового случая, но по каким-либо причинам не выплатила возмещение в срок?

В первую очередь необходимо подать досудебную претензию, требующую немедленного произвести выплату или дать официальный и мотивированный отказ. К претензии можно приложить копии жалоб, подаваемых в Росстрах надзор и Российский союз автостраховщиков. Если и в этом случае компанией не производятся выплаты, то необходимо подавать иск в суд.

Возможно ли добровольное страхование мотоциклов по КАСКО?

Застраховать мотоцикл от угона и ущерба (КАСКО) возможно, но проблема в том, что лишь несколько страховых компаний предоставляют эту услугу – страхование мотоциклов самый убыточный вид страхования. И не каждая компания готова взять на себя такую ответственность.

Проект MotoPolis.ru создавался именно для того, чтобы собрать в одном месте все компании, предоставляющие услуги страхования мотоциклов по КАСКО. В настоящее время таких компаний всего семь, в остальных же компаниях страхование мотоциклов является лишь частью рекламной кампании, направленной на увеличение предоставляемых услуг.

Чем можно объяснить такое малое количество компаний, предоставляющих услуги по страхованию мотоциклов?

Причин тому несколько, основная из них – специалист по страхованию должен в полном объеме разбираться в мотоциклах, их специфике и устройствах, грамотно оценивать повреждения и цену ремонта в случае аварии. А если принять во внимание тот факт, что мотоциклов в России относительно не много, то страховым компаниям просто не выгодно обучать штат специалистов по мотоциклам.

Для проведения ремонта компании необходимо заключение договора с официальным дилером, это так же для компании лишняя трата средств и времени.

Кроме того, мотоцикл более подвержен кражам и повреждениям, нежели автомобиль.

Действительно, чтобы угнать мотоцикл, его достаточно погрузить на грузовой автомобиль, а снятие с сигнализации произвести в закрытом гараже или боксе. Поиск угнанного мотоцикла вследствие его малых размеров – настоящая проблема для милиции.

Мотоциклы известных производителей достаточно дороги, а многие его детали не часто появляются в продаже – такая покупка у дилеров обойдется в достаточно крупную сумму. Поэтому естественно, что мотоциклы часто угоняются на разбор. Так же в следствие дороговизны деталей, ремонт мотоцикла тоже дорог, страховые компании не готовы нести такие убытки.

И еще одной важно причиной отказа от страхования мотоциклов, является высокая аварийная опасность этого транспортного средства. Мотоциклисты намного чаще попадают в аварию, нежели автомобилисты.

Все эти факторы и влияют на то, что рынок страхования мотоциклов практически топчется на месте, его рост минимален. Не редки случаи, когда страховые компании открывали это направление, но, посчитав убытки по итогам года, сворачивали эту деятельность.

Но немногие компании все-таки страхуют мотоциклы. Чем это можно объяснить?

Большинство таких компаний нашли идеальное сочетание цены страхового полиса и возможных страховых выплат. В Москве, например, ежегодные выплаты по каждому владельцу мотоцикла составляют около полутора тысяч долларов. Естественно, чтобы поддержать это направление, компании просто в пределах разумного повышают тарифы на страхование. Но они все-таки остаются достаточно высокими. Но для большинства компаний, как уже было сказано, страхование мотоциклов остается больше имиджевым направлением, нежели реальной работой.

Существуют ли ограничения на страхование мотоциклов?

В различных страховых компаниях существуют свои ограничения.

Нашими партнерами страхуются мотоциклы не старше 10 лет, но в особых случаях и по договоренности можно застраховать и более старые мотоциклы – это, во многом, зависит от их марки и состояния.

Так же многими компаниями ставится ограничение по кубатуре и по стоимости мотоцикла. Как правило, недорогие мотоциклы с малым объемом двигателя просто не страхуются.

Молодые водители с минимальным стажем – «нелюбимая» категория для страховщиков. Компании предпочитают работать с клиентами, имеющими многолетний опыт вождения мотоцикла.

Мотоцикл должен быть зарегистрирован в ГИБДД – это повышает уровень возможных выплат.

Кроме того, после страхования необходимо соблюдать условия договора – хранение мотоцикла в ночное время на охраняемых стоянках, использование противоугонных средств и т.д.

А какие конкретные требования и ограничения установлены в страховых компаниях при страховании мотоцикла?

В первую очередь, необходимо наличие прав категории «А». В противном случае страховой компанией будет возмещен ущерб, причиненный мотоциклу во время хранения. Случаи, возникающие при управлении мотоциклом, компанией рассматриваться не будут.
Многие компании вводят ограничение по возрасту и стажу вождения, составляющие, обычно, 28 лет и 2 года соответственно. Но во многих компаниях водителям, чей возраст и стаж не удовлетворяет требованиям, просто предлагаются более высокие тарифы.

Во всех компаниях установлены лимиты по выплатам, осуществляющимся самим владельцем мотоцикла (франшизы). Это удобно в случае мелких повреждений, в случае которых обращаться в страховую компанию бессмысленно. Лимит этот, обычно, лежит в пределах от 100 до 1500 долларов.

Каким образом производится возмещение убытков в случае наступления страхового случая?

Абсолютно все условия, при которых производится выплата на возмещение ущерба, прописаны в страховом договоре.

Многие страховые компании предоставляют выбор владельцам полисов – оплата убытков наличными или направление мотоцикла на ремонт у официального дилера, с которым заключен договор. В случае если мотоцикл еще находится на гарантии, страховая компания в любом случае должна оплатить ремонт у дилера. Но если срок гарантии мотоцикла вышел, оплата производится по правилам, установленным в страховой компании. Но при примерно 20%-ной доплате, негарантийный мотоцикл так же можно направить к официальному дилеру.

Страховой договор состоит из большого числа пунктов, на какие из них необходимо обратить особое внимание при оформлении?

Договор страхования – важнейший страховой документ, в котором прописаны все условия, при которых будет произведена выплата по страховому случаю. Так же в договоре прописаны сроки выплат, уровень страховых взносов, необходимая документация и т.д. В договоре нет важнейших пунктов, они все имеют значение. По этому при страховании мотоцикла, Вам стоит потратить лишние 20 – 30 минут на внимательное ознакомление с договором. В дальнейшем это избавит от возможных проблем и недопонимания.

Во сколько, в среднем, обходится страхование мотоцикла?

Тарифы на страхование в различных компаниях могут значительно разниться, но лежат в пределах 8 – 14%. Стоит сразу оговориться, что мотоциклы страхуются по сезонно, длительность сезона составляет 7 месяцев.

Стоимость страхования зависит от тарифов конкретной компании, предоставляемой ею франшизы, требованиям к мотоциклам, его хранению, охране и установленным противоугонным средствам.

Поэтому удобнее всего обращаться не напрямую в компанию, а к страховому брокеру, владеющему всей необходимой информацией о страховых компаниях. Брокер произведет все необходимые расчеты и выберет наиболее оптимальный вариант страхования, программу страхования в конкретной компании, которая устроит Вас по всем показателям.

Страхование посредством брокеров или страховых агентов удобно, но не будет ли оно дороже, нежели покупка полиса непосредственно в страховой компании?

Так думают большинство людей, задумавших застраховать свою жизнь или имущество. На деле оказывается все иначе – если бы услуги страхования у агентов и брокеров стоили дороже чем в компаниях, они просто не удержались бы на рынке.

Работа брокеров проходит в тесном контакте со страховой компанией, которой выгоден такой вид предложения и продвижения своих услуг. Это позволяет экономить значительные средства на зарплатах сотрудников, аренде помещения, иных расходов. По сути, страховая компания передает часть своих страховых функций брокерам.

Издержки по организации отделов продаж полисов, созданию филиальной сети или интернет магазинов практически равны издержкам/, возникающим в работе страхового агента или брокера.

Обычно брокер работает по тарифам страховой компании, но за свои расходы получает комиссионные. Но за счет больших объемов страхования и построения грамотной работы, брокер или агент может давать весьма существенные скидки на свои услуги.

Получается, что в некоторых случаях цена страхования у брокера будет равна или даже ниже цены полиса в конкретной страховой компании.

Одно из главных преимуществ брокера в том, что он ведет клиента от заключения страхового договора до конца его действия.

Брокер старается сохранить и нарастить свою клиентскую базу, а возможно это только в случае предоставления качественных услуг и высокого уровня сервиса.

В случае наступления страхового случая, брокер или агент всегда будет отстаивать позиции своего клиента.

В России услугами страховых брокеров пользуется относительно небольшое число людей, в то время как на Западе более 70% всех страховых полисов реализуется через брокерскую и агентскую сети.

Покупка мотоциклов в кредит – особая тема. Обычно при совершении такой сделки, требуется страхование транспортного средства.

Какие условия и требования предъявляются компаниями при страховке техники, купленной в кредит?

Страхование мотоциклов, купленных в кредит, практически не отличается от любого другого вида страхования. Лишь иногда в этом случае применяется специальная тарификация.

Единственной проблемой при страховании купленного в кредит мотоцикла может являться достаточно ограниченный выбор страховых компаний, с которыми банк-кредитор заключил соглашение по сотрудничеству.